+7 (495) 229-0436   shopadmin@itshop.ru 119334, г. Москва, ул. Бардина, д. 4, корп. 3
 
 
Вход
 
 
Каталог
 
 
Подписка на новости
Новости ITShop
Windows 7 и Office: Новости и советы
Обучение и сертификация Microsoft
Вопросы и ответы по MSSQLServer
Delphi - проблемы и решения
Adobe Photoshop: алхимия дизайна
 
Ваш отзыв
Оцените качество магазина ITShop.ru на Яндекс.Маркете. Если вам нравится наш магазин - скажите об этом Google!
 
 
Способы оплаты
 
Курс расчета
 
 1 у.е. = 92.01 руб.
 
 Цены показывать:
 
 
 
 
  
Новости, статьи, акции
 

Как работают "нессылочные" факторы ранжирования Яндекса - попытка анализа

28.01.2014 13:48
Los_Pochtovyi

Эта статья была написана 30-го декабря минувшего года. Выдача с тех пор изменилась, однако по большому счету приведенная информация актуальна. За прошедшее время появились еще кое-какие данные, однако их, с одной стороны, слишком много для того, чтобы расширить эту статью - и слишком мало для новой с другой. Если пост вызовет интерес сообщества, вполне вероятно, что после накопления информации будет продолжение, связанное с характерными особенностями не упомянутых тут факторов.

Введение

Предупреждение. Нижеследующее не следует воспринимать как точную информацию - это только догадка, подтвержденная эмпирически.
Предупреждение 2. Возможно, эта информация - новость только в моем "болоте", но поиск по сети не дал результатов, сколько-нибудь похожих на эти выводы.

Все, более-менее имеющие отношение к интернету, знают, какой хай поднялся, когда Яндекс заявил, что отказывается от ссылочного в НГ.

С одной стороны, жить станет легче - без поискового мусора мир будет немного чище, с другой - непонятно, как это реализуют и по кому это ударит (ну, кроме копирайтеров-оптимизаторов и прочей братии, конечно, но и фиг бы с ними).

Поскольку я занимаюсь, помимо прочего, и рекламой в Сети, я начал с напряжением поглядывать на позиции сайтов моих клиентов, а заодно и конкурентов. Результаты выдачи к праздникам становились все страньше и страньше. Очевидно, нессылочные факторы потихоньку усиливались - и потому выдача по некоторым запросам стала довольно необычной.

Я попытался понять логику алгоритма и, похоже, это частично удалось. Хотя, если мои предположения верны, многих, зависящих от продаж через сеть, прямо скажем, ждут тяжелые времена.

Да и пользователям будет не легче.

Тем, кто торопится: краткое резюме есть в конце статьи.

Остальным же предлагаю полностью проследить ход мысли и поправить ошибки, которые я, возможно, допустил.

Постановка задачи

Меня заинтересовал запрос "ремонт остекления", с которым связаны услуги некоторых фирм, с которыми я сотрудничаю.

Результаты по нему через анонимный заход такие:

Надо сказать, данные вызвали удивление. Поясняю. Обратите внимание на характер сайтов в выдаче. На первые 12 мест приходится 9 штук лоджий-балконов. При "старом режиме" за данный запрос как правило дрались крупные компании, занимающиеся корпоративными заказами типа ремонта остекления фасада здания. Так уж сложилось, что запрос этот был релевантен именно для b2b, и основная процентовка пользователей, судя по практике, была именно из этой области. Для частников этот запрос был не слишком характерен. Они обычно формулировали свой запрос более четко - ведь у них был конкретный балкон, а не "остекление"

Статистика запросов в директе такова (тут от анонимности пришлось отказаться - нужен логин):

Как вы можете видеть, у большинства фигурирует просто "остекление" как объект. Впрочем, когда я вглядывался в результаты, меня посетила…

Догадка

Обратите внимание: слово "остекление" может восприниматься в русском языке двояко. С одной стороны, это слово может обозначать объект. "Остекление" на профессиональном жаргоне строителей - это остекление всего здания в совокупности. С другой стороны, словосочетание "ремонт остекления" может восприниматься как незавершенная фраза.

А ведь задача поисковика - найти то, что хочет пользователь! Большинство уточнивших запрос захотело именно балконы/лоджии. Может, именно поэтому эта тематика вылезла наверх? Возможно ли, чтобы при поиске происходило "скрытое" уточнение запроса аналогичное строке подсказки популярных запросов?

То бишь, возможен ли такой механизм: яндекс достраивает запрос "в уме" и исходя из ожиданий строит выдачу?

Следовало проверить. Для этого мне понадобился такой же "неоконченный" запрос.

Проверка

Пусть это будет "купить шампанское". Директ сообщил следующее:

Обратите внимание - запросы от конечных потребителей задают тон - разбитые по маркам, однако желающие одного и того же. Но значительная часть (хотя и не большинство!) пользователей интересуется оптом.

Что у нас в поиске? А вот что:

4 и 12 места взял опт, несмотря на то, что большинству пользователей, судя по запросам, он малоинтересен, однако число уточняющих запросов велико.

Бинго?..

Облом

Однако тут же нашелся контраргумент: запрос "ремонт механизма".

Директ:

Выдача:

Отношение диванов к авто в первой дюжине выдаче: пять к пяти.

Если подсчитать ту мебельную тематику в директе, что не влезла в скриншот, диванов будет, конечно, побольше, это останется второй по популярности тематикой, однако на соотношение один к одному это все равно не тянет!

Почему?

Уточнение гипотезы

Предположения следующие:

1) Начинают работать те факторы "юзабилити", ПФ и прочие, о которых так долго говорили большевики, то есть Яндекс. Ярко выраженная направленность на работу через сеть "мебельных" сайтов бросается в глаза. Точно так же в запросе "ядовитая железа" в Яндексе лидирует энциклопедия по WoW, а вовсе не справочники по биологии!

2) Неоднородность "автомобильных" и "технических" запросов относительно мебельных. Там все хотят диван, а тут то камаз, то руль, то передача.

3) Предположение, возможно, слишком наглое, но существует и такая вероятность, причем большая: страницы, отвечающие на "автомобильные" запросы - не обязательно коммерческие. Более того, зачастую это информационные материалы - случается, правда, что размещены они на сайтах коммерческих, но выдающих себя за информационные. В то же время выдача по мебели носит ярко выраженный коммерческий характер. Случайность? Возможно, что это действует "юзабилити" (что это значит с точки зрения Яндекса - загадка), которое у коммерческих сайтов повыше, чем у информационных. Но возможно, что и нет. Я не смог составить точного мнения по этому вопросу - пока набрана слишком малая статистика.

Дальнейшие проверки различных запросов более-менее привели теорию к единому виду. Итак…

Выводы:

1) Топ выдачи Яндекса формируется с учетом того, что искали вместе с этими словами (запросом, то бишь) ранее. Позиции и количество представленных тематик в топе выдачи коррелируют с данной характеристикой, хотя точную зависимость установить невозможно - работают и иные факторы.

2) Одним из этих факторов, возможно (?), является коммерческая/информационная направленность сайта - возможно, в пользу первой, однако информации для однозначного вывода пока недостаточно.

3) Популярность тематики кроет логику - по запросу "ядовитая железа" энциклопедия по вовке выше словарей и энциклопедий IRL-ых. Кроме того, популярность тематики важнее популярности запроса - "ядовитая железа смертеплета" запрос непопулярный, судя по директу.

4) У вышеперечисленного есть как плюсы, так и минусы с точки зрения ищущего и владельца сайта. Минусов ИМХО больше.

Плюсы:

С точки зрения владельца:
Часть аудитории, проходившая мимо из-за неточного запроса, придет к нему.

С точки зрения пользователя:
Неполный или неоднозначный запрос имеет неплохой шанс дать нужную инфу

Минусы:

С точки зрения пользователя:
При неоднозначном запросе, как, например "ремонт остекления", где "остекление" может рассматриваться и как отдельное слово и начало словосочетания, он имеет шансы получить инфу, интересную не ему, а большинству, причем весьма условному большинству, рассчитанному неверно, на основе уточняющих запросов тех, для кого это начало выражения (а настоящему большинству и уточнять в голову не придет, для них это законченная фраза!).

Для владельца сайта:
Если речь в описанном выше случае идет о низкочастотниках, за счет которых компания только и живет (как многие в сфере b2b), это может очень серьезно ударить по потоку клиентов из Инета. Получается двойная конкуренция - как с сайтами релевантной тематики, так и нерелевантной, притом на заведомо неравных условиях: войти в тройку или семерку - большая разница. При "старом режиме" этот риск компенсировался ссылочным (работало правильное словоупотребление на ссылающихся сайтах), но в его отсутствии получается настоящее вавилонское смешение, с очень малыми шансами добраться до своих пользователей.

Заключение

Убьет ли это Яндекс? Нет. Сделает ли его лучше? Тоже нет.

Я надеюсь, что изложенные в этой попытке исследования нессылочных факторов ранжирования Яндекса сведения были если и не полезны, то увлекательны (наивно, да?).

Ссылки по теме

  
Помощь
Задать вопрос
 программы
 обучение
 экзамены
 компьютеры
Бесплатный звонок
ICQ-консультанты
Skype-консультанты

Общая справка
Как оформить заказ
Тарифы доставки
Способы оплаты
Прайс-лист
Карта сайта
 
Бестселлеры
Курсы обучения "Atlassian JIRA - система управления проектами и задачами на предприятии"
Microsoft Windows 10 Профессиональная 32-bit/64-bit. Все языки. Электронный ключ
Microsoft Office для Дома и Учебы 2019. Все языки. Электронный ключ
Курс "Oracle. Программирование на SQL и PL/SQL"
Курс "Основы TOGAF® 9"
Microsoft Office 365 Персональный 32-bit/x64. 1 ПК/MAC + 1 Планшет + 1 Телефон. Все языки. Подписка на 1 год. Электронный ключ
Курс "Нотация BPMN 2.0. Ее использование для моделирования бизнес-процессов и их регламентации"
 

О нас
Интернет-магазин ITShop.ru предлагает широкий спектр услуг информационных технологий и ПО.

На протяжении многих лет интернет-магазин предлагает товары и услуги, ориентированные на бизнес-пользователей и специалистов по информационным технологиям.

Хорошие отзывы постоянных клиентов и высокий уровень специалистов позволяет получить наивысший результат при совместной работе.

В нашем магазине вы можете приобрести лицензионное ПО выбрав необходимое из широкого спектра и ассортимента по самым доступным ценам. Наши менеджеры любезно помогут определиться с выбором ПО, которое необходимо именно вам. Также мы проводим учебные курсы. Мы приглашаем к сотрудничеству учебные центры, организаторов семинаров и бизнес-тренингов, преподавателей. Сфера сотрудничества - продвижение бизнес-тренингов и курсов обучения по информационным технологиям.



 

О нас

 
Главная
Каталог
Новинки
Акции
Вакансии
 

Помощь

 
Общая справка
Как оформить заказ
Тарифы доставки
Способы оплаты
Прайс-лист
Карта сайта
 

Способы оплаты

 

Проекты Interface Ltd.

 
Interface.ru   ITShop.ru   Interface.ru/training   Olap.ru   ITnews.ru  
 

119334, г. Москва, ул. Бардина, д. 4, корп. 3
+7 (495) 229-0436   shopadmin@itshop.ru
Проверить аттестат
© ООО "Interface Ltd."
Продаем программное обеспечение с 1990 года